Главная - Другое - Регламент организация продаж

Регламент организация продаж


Построение эффективного отдела продаж: 10 ключевых шагов


Лучший конкурс для бизнесменов «Контур» проводится каждый год. В нем принимают участие сотни человек из разных городов России — от Калининграда до Владивостока, и их опыт поможет всем желающим открыть свой бизнес в любой сфере бизнеса! С чего начать: идея, немного денег и желание начинить Фред ДеЛюк Основатель Subway.

13 марта 2020 Чтобы создать систему продаж в компании, нужно следовать сразу нескольким принципам: анализировать расходы и доходы на каждом этапе сделки; следить за тем чтобы система масштабировалась.

В бизнесе есть несколько мнений по поводу планирования: кто-то использует планирование, основываясь на субъективных ощущениях о возможностях менеджеров. Другие же используют план только для контроля рабочего времени сотрудников и количества их звонков; другие ограничиваются контролем за рабочим временем персонала или количеством его звонков — это все непланируемые задачи.

Идеи, которые мы хотим получить от продаж — слишком много факторов и не стоит принимать во внимание. Поэтому все планирования в этой сфере возможны только на уровне гипотез: выясняйте новые данные или подтверждения идеи для изменения плана (если бизнес уже работает).

Константин Петров считает, что для оценки будущего сбыта необходимо использовать два метода прогнозирования:

  1. Объективные — обычно это аналитика предыдущих периодов и прогнозирование с учетом дополнительных факторов.

Например, вы продаете кондиционеры.

В прошлом году, когда было тепло и сухо – вы заключили 100 сделок. Но в этом сезоне синоптики обещают раннюю весну с сухим летом — стоит ожидать роста спроса на вашу компанию.

Допустим, вы считаете, что увеличить поток денег на 30 % за отчетный период вполне реально.

Это план «норма». Выручка, необходимая для нахождения бизнеса в точке безубыточности – это план «минимум», который поможет предупредить об опасности возникновения рисков или банальной инфляции.

Выполнив его, сотрудники могут рассчитывать на дополнительную премию.

Лучший план «максимум» — это то, что можно достигнуть в реальном времени.

Почему важно выставлять рост продаж нормой?

Дело не только в бизнес-показателях, но и в психологии людей.

Например, основатель маркетингового агентства In-scale Никита Жестков говорит о том что менеджерам по продажам необходимо постоянно видеть перед собой новые цели и работать на этот минимум.

План продаж постоянно пересматривается, и в процессе — это не жесткий документ или жесткая система мотивации сотрудников.

  1. Субъективные — в расчет берется мнение продавцов и руководителя.

Вы спрашиваете у консультанта, сколько он продал за последние три месяца и какую сумму планирует продать в следующем.

Такой метод помогает вам проверить свои предположения о продажах: выбирайте исследования по вашей сфере деятельности (например исследование конкурентов), ориентируйтесь на способности продавцов или тестируйте их.
.

Вы ищите исследования в вашей сфере, ориентируйтесь на способности продавцов.

В плане вы должны определить, сколько менеджеров по продажам нужно для достижения нормы. Если у вас не будет микроменеджмента — учитывайте руководителей и старших продавцов на каждые 5-10 продаж в среднем требуется один управляющий или старший продавец.

Рекомендуем прочесть:  Обозначения не габарита

В отделе продаж может быть ступенчатая структура, где есть руководитель и подчиненные.

Как формируется воронка? От этапа «первый контакт» до закрытия сделки. В зависимости от сферы это может быть разная длина, например в WebMoney или Excel можно использовать сервисы mind map и таблицы excellent для визуализации процессов.

Системное структурирование для нового отдела продаж позволит понять, как анализировать работу сотрудников и выявить проблемы.

уже после того, как процессы продаж явно формализованы.

Иначе сотрудники не поймут, как им выполнить план и выйти на нужный уровень дохода.

Для управления продажами лучше ориентироваться на показатели из воронки, которые могут прямо влиять или не оказывать влияния.

Для команды целиком — те, которые зависят от работы коллектива, например, объем выручки.

ECK – это коэффициенты, которые влияют на мотивацию.

Например, сделано N первых звонков — это 0,2.

Закрыто N сделок — 0,5. Все показатели складываются и добавляются в общую формулу.

CRM-система — это программа, которая помогает менеджеру отслеживать и анализировать систему взаимоотношений с клиентами.

В CRM собрана огромная база данных, в нужный момент руководитель может оценить ситуацию.

Блог о CRM Pipedrive называет три ключевых отчета, с помощью которых можно разобраться в процессе создания эффективного отдела продаж и держать ситуацию под контролем:

  1. Раз в день анализируйте количество действий сотрудника в воронке продаж. Это поможет отследить, кто из менеджеров вкалывает, а кто только отрабатывает установленную норму. При наличии определенного объема данных можно внести коррективы в KPI — если поймете, что в среднем менеджер может делать 10 звонков в день, а не 5.
  2. Раз в неделю оценивайте, насколько менеджеры смогли продвинуть клиентов по воронке продаж ближе к сделке. Изучайте конверсию звонков во встречи, встреч в презентации и договора. Ваша задача — найти узкие места в этой воронке и разобраться с проблемой.
  3. Ежемесячный отчет поможет в оценке продаж — это достаточно большой срок, чтобы собрать данные по количеству новых клиентов, среднему чеку и размеру выручки.

С помощью CRM и практики изучения отчетов можно развивать отдел продаж, повышать показатели эффективности отдела продажи. Для этого используйте аналитику — или стройте таблицы вручную в Excel (вот ) и используйте готовые отчеты в CRM.

Затем проведите ABC-анализ: берите данные по клиентам за определенный срок и выясните, кто из них приносит больше прибыли.

Далее разведите клиентов по группам: 80 % и 15 процентов. Обычно картина получается примерно такой: В нашем примере 3 клиента из 13 приносят большую часть прибыли, еще 4 дают 16% ).

И на 6 клиентов приходится весь остаток прибыли. Это логично, что больше внимания стоит уделять клиентам из групп А и В: можно провести дополнительные исследования в этом направлении.

Для анализа X можно использовать тот же принцип, что и для оценки Х. Или по количеству сделок за то же время или по времени — это еще эффективнее; соответственно, у вас будет одна самая выгодная категория клиентов (X), а вот U – самый затратный сегмент рынка!

Соединив буквы категорий, вы получите разбивку клиентов по общему показателю прибыли и потраченного времени. Лучший клиент — категория «AX». Самый непривлекательный – Cx; самый выгодный — «CХ».

Чтобы в отделе продаж не было проблем, попробуйте изменить структуру работы так, чтобы вообще отказаться от невыгодных CAP.

  1. План не соответствует реальности — такое бывает при субъективном методе планирования. Например, сумма сделки в вашей сфере просто не позволяет менеджерам сделать достаточную выручку. В таком случае стоит скорректировать план, отталкиваясь от средних показателей специалистов.
  2. Сложности с руководством — проверьте, обеспечены ли менеджеры нужными ресурсами, не загружает ли их начальство дополнительными обязанностями так, что они не успевают продавать.
  3. Нехватка мотивации и компетенций — возможно, есть проблема с отбором персонала или климатом в самой организации. Побеседуйте с сотрудниками, проверьте, хотят ли они работать, довольны ли они условиями. Проверьте, нет ли резюме ваших сотрудников на сайтах по поиску работы.

Когда вы строите отдел продаж, важно одновременно наладить процесс постоянного найма.

Приток новых сотрудников в организацию полезен не только с точки зрения масштабирования бизнеса:

  1. Дополнительная мотивация. Постоянное расширение штата означает возможность роста, ведь с притоком новых людей нужны и руководители, которыми становятся опытные специалисты.
  2. Это здоровая конкуренция. «Старички» не теряют мотивацию и не расслабляются, видя новеньких, которые, как правило, в первые месяцы стараются показать себя и работают энергичнее.

На многих инструкциях о том, как построить отдел продаж с нуля нет ни слова про масштабирование.

Для эффективного построения отдела продаж под ключ важно не только знание аналитики и общей организационной системы, но постоянное обучение.

Разработайте грейды для сотрудников — они должны знать, какие знания нужны ими чтобы получить повышение.

Создайте доступ к обучающим материалам, проводите тренинги и приглашаете специалистов на семинары.

Мотивируйте сотрудников на участие в профильных конференциях.

Все это в совокупности поможет отделу развиваться:

  1. Эффективность персонала растет вместе с навыками.
  2. Сотрудники будут чувствовать стабильность, ведь бизнес вкладывается в их развитие.
  3. Когда специалисты в личных беседах с друзьями и публичных выступлениях позитивно отзываются об организации, лояльность к бренду растет, возникает PR-эффект.

Помимо мотивации персонала, разработайте контроль за сотрудниками. Ориентируясь на аналитику из CRM и анализа руководителями, составляйте для линейных сотрудников и руководителей структуру управления персоналом.

Экономьте время на поиске потенциальных клиентов.

Повышайте эффективность продаж за счет сегментации и анализа B2B-рынка.

Менеджеры могут рассчитывать на количество звонков, разговоров и встреч. Руководители — число проверок в отделе или рост сотрудников по уровням компетенции; для руководителей – процент отстающих подразделений с точки зрения развития бизнеса.

Когда отдел продаж сформирован и построен, займитесь его развитием. В структуре компании не обязательно быть одной командой — организуйте несколько параллельных подразделений по видам продуктов или создавайте конкурентную атмосферу внутри них!