В настоящее время отлов и содержание безнадзорных животных в специальных питомниках, их иммунизация против бешенства относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункты 9.2 и 9.5 Санитарно-эпидемических правил СП 3.1.7.12627-10). В сложившейся правовой практике, однако, не учтено положение о том что функции по отлову и содержанию безнадзорных животных относятся к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации (см. например: определение Верховного Суда РФ No 32-В09-227), а расходы на содержание этих существ отнесены в доход бюджета субъекта России (см. также Определение Правительства Республики Казахстан от 19 сентября 2011 г. «О расходах для обеспечения безопасности дорожного движения»)»(ссылка из письма Минфина России 18 августа 2013 года).
№ 64-ФЗ
«О внесении изменений и дополнений в статью 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
С целью реализации положений статьи 141 и 162 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 30 марта 2015 г. [/stextbox] No 64-ФЗ) были изменены подпункт 49 пункта 2 статей 209, 233 федерального закона «О законодательных или исполнительном органе государственной власти субъектов РФ»( далее — Федеральное законодательство о выборах).
Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
(далее – Федеральный закон от 6 октября 1999 г.
В соответствии с законом к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесены: организация проведения на территории субъекта РФ мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных.
Указанное полномочие органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального) в соответствии с требованиями бюджетного законодательства России. При этом по вопросам, указанным в пункте 2 статьи 272 указанного Федерального закона органы государственной власти субъекты Российской федерации имеют право принимать законы и другие нормативные правовые акты вне зависимости от наличия положений федеральных законов о том, что они принимают государственные программы субъекта Российской Федерации; а также осуществляют государственно-финансовую деятельность без учета норм Бюджетного кодекса Российской Федерации(пункт 3.1 статья 263).
No 184-ФЗ
Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут передать полномочия в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, отлова и содержания безнадзорных животных органам местного самоуправления с передачей необходимых материальных ресурсов.
Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г.
№ 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
Законом от 6 октября 2003 г. No 131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и другими нормативными актами субъектов Российской Федерации по вопросам муниципального значения (статья 19 – 21), не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к делам местного значения) являются отдельным государственными функциями для осуществления органами местного самоуправления.
В некоторых субъектах Российской Федерации в соответствии с положениями указанных правовых норм органы местного самоуправления переданы органам государственной власти. Например, Томская область передала отдельные государственные полномочия по регулированию численности безнадзорных животных (Закон Тульской области от 3 июня 2013 г No 51-ОЗ «О наделении органов местной администрации отдельными государственными полномочийами»); Закон Тулинской области о присвоению органами муниципальной службы отдельных государственных функций по регулирования численности беспризорников),
Муниципальные власти должны обеспечить контроль за численностью безнадзорных животных
, Закон Тульской области от 3 июня 2013 г.
№ 1952-ЗТО
В Тульской области утверждено государственное задание по проведению мероприятий, направленных на предупреждение и ликвидацию болезней животных в целях предотвращения возникновения заболеваний человека и животного.
, Закон Приморского края от 29 сентября 2014 г. № 472-КЗ
Внесены изменения в отдельные государственные полномочия по профилактике и ликвидации болезней животных, их лечению от заболеваний человека и животного.
, Закон Московской области от 28 декабря 2016 г. № 201/2016-ОЗ
Правительство Московской области наделяет органы местного самоуправления муниципальных образований государственными полномочиями в сфере обращения с безнадзорными животными.
и др.).
Комитет полагает, что каких-либо юридических неопределенностей в вопросе исполнения органами государственной власти субъектов Российской Федерации рассматриваемых полномочий у Комитета нет.
При рассмотрении вопроса о расширении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и отнесении их к ним при определении правил содержания животных в многоквартирных домах на территории субъекта РФ следует отметить следующее. Согласно статье 2.4 Закона об ветеринарии требования к условиям проживания диких зверей, находящихся под естественными свободами (в том числе животным из природных ресурсов континентального шельфа или исключительной экономической зоны), обязательным профилактическим мероприятиями и диагностическим исследованиям животных устанавливаются ветеринарными правилами содержания животного.
В статье 2.4 Закона о ветеринарии требования к условиям содержания животных (за исключением диких, находящихся в состоянии естественной свободы), а также обязательные профилактические мероприятия и диагностические исследования собак устанавливаются санитарными правилами.
Ветчинные правила и другие нормативы, регулирующие содержание животных в России, устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Закона о ветеринарии).
В настоящее время, как нам представляется целесообразной дальнейшая совершенствование законодательства в рассматриваемой сфере. Одним из таких шагов может послужить скорейшее принятие федерального закона No 458458-5 «Об ответственном обращении с животными», находящегося на стадии подготовки ко второму чтению.
В частности, законопроектом устанавливаются основные принципы правового регулирования в области обращения с животными и требования при обращении животных, порядок содержания безнадзорных собак.
В частности, в законопроекте устанавливаются основные принципы правового регулирования обращения с животными и требования при обращении со скотом; порядок содержания животных, обращение их на территории Российской Федерации.