Положения органов местного самоуправления в системе государственных и муниципальных учреждений, которые существуют на сегодняшний день не менее важны. Конституцией Российской Федерации установлена организационная обособленность местных властей от системы государства [1]: местное общество может «ведать свои общественные интересы», а за органами государственной власти закрепляется управление только государственными полномочиями ([2]).
Поддерживающими общественную теорию сущность этого учения сводилась к противопоставлению местного сообщества государству и общественных интересов политическим.
Сторонники общественной теории местного самоуправления трактуют его как исключение органов местной власти из системы государственной власти, лишение их государственно-властных начал [3]. Положения Конституции Российской Федерации о местном самоуправлении сторонниками общественной концепции толкуются как выделение местных властей от структуры государственных и муниципальных органах (государственных)
Государственная теория, сформировавшаяся в XIX веке, исходила из того, что управление публичного характера является сугубо государственным делом и орган местного самоуправления государственная концепция позиционировала как «органы и представители самого государства». Органов муниципального управления государственное учение выставляло не иначе чем органы власти по поручению от государства.
«любое управление публичного характера является исключительно государственным делом и сущность местного самоуправления представляет собой ничто другое, как осуществление правительственных прав по поручению от государства: деятельности состоящей в исполнении местных задач государственного управления».
Органы местного самоуправления государственная теория позиционировала как «орган и представитель самого государства» ([4]).
В сущности, в государственной теории местного самоуправления речь ни о какой самостоятельности органов власти: финансовом или экономическом плане – не идет.
Согласно положениям статьи 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление, безусловно, является одним из уровней осуществления народом принадлежащей ему власти. Другие ученые рассматривают его как самостоятельное звено в механизмах реализации народовластия и указывают на то обстоятельство, что именно государственно-властные органы являются самостоятельными формами народного управления [7], 8].
Европейской Хартией местного самоуправления утверждено, что
Органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, имеют право свободно осуществлять свои инициативные действия по любому вопросу, который не исключен из их компетенции или предоставлен иному органу власти».
[10] Формы местного самоуправления могут быть разными. Это зависит от конституционного строя государства, его развития на данном этапе своего существования
Вместе с формами организации, многообразием отличаются формы контроля за деятельностью местного самоуправления и гарантии права населения на самостоятельность решения вопросов местного значения [10].
Важным свойством местного самоуправления является самостоятельность в принятии решений по вопросам, отнесенным к ведению местной администрации.
В качестве синонимов понятия самостоятельности, независимости и автономии используются термины «самостоятельность» или «автономия». Однако использование в отношении местного самоуправления слова независимость не совсем уместно. [10] Понятие самодостаточности может быть использованно только при рассмотрении его как элемента системы публичной власти: составные части единого механизма управления государством никогда нельзя разделить друг на друга без их участия.
Требуется определенная степень взаимодействия, которая порождает взаимозависимость.
Ряд ученых считает, что в любом муниципальном самоуправлении существует некая внутренняя закономерность. Иначе о единстве такой власти возникают серьезные сомнения (см.: «Источник»). [/stextbox] Некоторые ученые полагают, что и без государственной силы нет управления; тогда как местная власть осуществляет функции по управлению государством[12].
[11] Касаемо местного самоуправления бытует мнение, что оно регулирует лишь вопросы муниципального значения и не имеет политической сущности. Однако муниципалитет участвует в административно-налоговых правоотношениях как распорядитель имущества городского округа (в собственности) — этого факта достаточно для того, чтобы распоряжаться им по своему усмотрению
Местное самоуправление является представительством интересов местного населения. Функции представителя местных жителей призваны выполнять органы местной самоуправления [10]. Для того, чтобы быть представителем общества в муниципалитете, необходимо наличие личной активности каждого гражданина: его ощущение сопричастности ко всему происходящему на территории поселения или деревни; для этого необходима внутренняя активность человека и чувство причастности к любому происшествию внутри муниципального образования.
Сегодня сложилась определенная практика местного самоуправления, сформированы определенные тенденции и сформировались положительные или отрицательные явления в его развитии. Но на пути к открытому управлению есть еще много препятствий – это менталитет населения муниципалитета, низкая правовая культура и ряд недостатков политических процессов, влияющих на население города.
Сегодня сложилась определенная практика местного самоуправления и сформировались положительные, отрицательные тенденции в его развитии. Но на пути к открытому самоорганизации еще остаются множество преград – это менталитет населения муниципалитета (низкая правовая культура), низкая политическая активность политических процессов, влияющих на население муниципального образования. Природа местного самоуправления – это основа, которая определяет сущность и коренные отличия между теориями и моделями местных самоуправлений [13].
В российской истории есть примеры реализации общественной теории – в земской модели местного самоуправления, а также государственной — в советской.
Современные муниципальной модели присущи признаки, свидетельствующие как об общественном характере местного самоуправления [14], так и о государственном. В частности, для нее характерны следующие признаки: население местного сообщества проживает на территории государства; жители муниципального образования являются гражданами Российской Федерации и субъектов РФ (в том числе граждане)); статус местной общины определяется Конституцией России, Федеральными законами и законодательными актами других стран.
В большинстве случаев это свидетельствует о близости органов местного самоуправления к государственным органам, об их тесной связи с населением. Однако есть и другие признаки: население муниципального образования самостоятельно решает вопросы на территории муниципалитета; органы в системе управления муниципальных образований не являются структурными единицами государственного аппарата; бюджетная база муниципального образования составляет местную собственность или федеральные налоги; материальную базу поселения составляют местные доходы и расходы; органы власти муниципального образования сами устанавливают местный налог; представительные органы муниципального образования имеют более широкую связь с жителями округа (федеральные). Вышеуказанные признаки характерны для общественной формы организации местного самоуправления.
В рамках существующей системы местного самоуправления, его самостоятельность ограничена рамками полномочий.
Власть местного самоуправления — подзаконна и действует в порядке, установленном государственной властью. Организационная обособленность предполагает наделение ее определенной компетенцией для решения местных вопросов на основании закона [15].
По сути, современное местное самоуправление в России одновременно сочетает два начала – общественное и государственное — что позволяет говорить о смешанном характере современной модели местного самоуправления.