Главная - Защита прав потребителей - Правила претензии неплательщику

Правила претензии неплательщику


Как предъявить претензию контрагенту-должнику


Когда контрагент нарушает договоренности: срывает сроки поставки, не выполняет оговоренный объем услуг или работает с браком — нельзя сразу обращаться в суд.

Претензия нужна в трех ситуациях.

  • У вас с контрагентом возникла финансовая проблема: он отказывается вернуть денежный или товарный долг, оплатить товар или услугу, выполнить оплаченную работу. Такой долг в законе называется «неосновательным обогащением». Например, контрагент не поставил товар и отказывается вернуть аванс за него, значит, он неосновательно обогатился за ваш счет.
  • В договоре вы прописали необходимость или эта обязанность закреплена законом. Например, при спорах с грузоперевозчиком, если он доставил груз с опозданием, или груз пострадал при транспортировке. А также претензию отправляют, если между компаниями возникли разногласия . Например, вы сфотографировали товар и выложили фотографии на своем сайте, а затем обнаружили эти фото на сайте конкурента.
  • договор через суд. Например, вас перестали устраивать сроки поставки товара, оговоренные в договоре. Вы просите поставщика изменить условия поставки, а он отказывается. Прежде чем идти в суд, отправьте поставщику претензию.

В некоторых ситуациях претензия не нужна.

Если возникли описанные ниже проблемы — можете сразу обращаться в суд.

  1. Нужно взыскать долг . К долговой сумме можно добавить штрафные санкции и компенсации, но не больше 100 000 ₽. В такой ситуации вы можете — в десятидневный срок судья вынесет судебный приказ по вашему делу.
  2. Нужно имеющие юридическое значение. Например, регистрирующая организация допустила ошибку в названии компании. Чтобы исправить ошибку, не нужно писать претензию на имя руководителя регистрирующий организации — можно сразу подавать иск в суд.
  3. Необходимо , причиненный имуществу компании.
  4. Хотите .

Правила оформления и образец досудебной претензии

Если человек или организация нарушает права человека, то для их защиты вовсе не обязательно обращаться в суд.

Рассмотрение дел в органе юстиции означает существенные временные и денежные затраты.

Как правило, для этого необходимо обратиться к второй стороне письменно и изложить свои требования. Это можно сделать при помощи образец досудебной претензии (с примерами на сайте). На практике нередко происходит так: стороны срабатывают в интересах автора жалобы или предложения ее удовлетворения по договору — это обычное выражение недовольства качеством проданных товаров или оказанных услуг, невыполнением обязательств по договора и предъявление вытекающих из ситуации требований

Жалоба, указывающая на нарушение прав составителя и призывавшая нарушителя к конкретным действиям для восстановления справедливости.

Претензионный порядок разрешения споров — это эффективный способ защиты нарушенных гражданских прав, который применяется для мирного решения конфликтов между кредитором и заемщиками.

Такая схема дает возможность сторонам прийти к общему знаменателю, минимизировав свои издержки.

Она избавляет от необходимости:

  1. нанимать юристов;
  2. тратить время на составление судебного иска;
  3. перечислять деньги за проведение экспертизы товара и т.д.
  4. оплачивать госпошлину;

Что такое досудебная претензия?

Универсальная бумага, которую может составить гражданин РФ или иностранец, коммерческая фирма по отношению к товару/работе в том случае если считает что продавец (или другая сторона) не исполнили договорные обязательства.

Документ рассматривается получателем и по результатам предпринимаются конкретные действия.

Если требования составителя не будут удовлетворены, он вправе обратиться в суд. Казалось бы – зачем нужно направлять партнеру претензии? Ведь очевидно же: решить спор мирным путем никак нельзя и все закончится судебной склокой. Но практика показывает — если стороны конфликта могут договориться без участия органов юстиции — дело может кончиться судебными разбирательствами.

Согласно положениям ГК РФ, предсудебная претензия требуется в следующих ситуациях:

  • операторами сотовой связи;
  • перевозчиками;
  • Если необходимость ее написания предусмотрена федеральным законодательством. Так, в переговорном порядке непременно решаются споры с:
    • операторами сотовой связи;
    • перевозчиками;
    • экспедиторами.
  • Если такой порядок оговорен в контракте, заключенном между контрагентами. Например, указано, что возникшие между сторонами разногласия решаются путем переговоров, что перед обращением в суд недовольный контрагент должен письменно уведомить поставщика (подрядчика).
  • экспедиторами.

Отсутствие претензии добавит потерпевшей стороне ненужных хлопот и станет причиной потери времени.

Суд вправе оставить ее иск без рассмотрения, но только после того как будет изучена технология переговоров между двумя контрагентами.

Составление досудебной претензии сродни подготовке судебного иска.

Для того, чтобы в документе была полная и достоверная информация о сторонах спора с указанием ссылки на действующее законодательство нужно включить следующие данные:.

  1. Адресат

Если нарушителем является несовершеннолетний, он будет обязан возместить ущерб.

id=’info]

. Важный нюанс: документ адресуется не продавцу в магазине или курьеру, а генеральному директору коммерческой структуры.

  1. Адресант

Лицо, права которого были нарушены. Указывается его ФИО без сокращений и адрес по прописке (контактные данные для связи).

  1. Наименование документа

Прописывается «Досудебная претензия».

В случае провала попыток урегулировать конфликт мирным путем составитель обращения в суд.

  1. Основание, на котором возникли взаимные обязательства сторон

Например, прописывается номер договора купли-продажи, соглашения об оказания услуг.

Или указывается, что должнику были переданы деньги по расписке.
  1. Ссылки на положения законодательства, регулирующие правоотношения сторон

Указываются конкретные номера статей ГК РФ.

  1. Требования автора

Например, заменить товар на аналогичный или произвести гарантийный ремонт и возместить нанесенные убытки.

  1. Срок, в течение которого адресат должен дать ответ

Он зависит от условий заключенного между сторонами договора.

В документе сказано, что автор при отсутствии обратной связи обратится в суд для защиты своих прав. Документ необходимо распечатать и отправить ответчику вместе с подписанным им экземпляром.

К бумаге обязательно прикладываются копии документов, обосновывающих предъявленные требования.

Примерный образец досудебной претензии для юристов. Следите логике готовых документов, чтобы не упустить важные пункты в процессе разбирательства.

Претензия должнику или лицу, не выполнившему условия договора. Нужно выбрать заказное письмо с уведомлением о вручении и расписаться в получении документа от получателя претензии на имя потерпевшей стороны по почте (по расписке).

В таком случае адресант поймет всю серьезность намерений автора документа.

Третий способ – явиться к генеральному директору организации-нарушителя или его секретарю. Один экземпляр передается ответственному лицу, на втором ставит подпись с расшифровкой и датой.

В противном случае бумагу обязаны зафиксировать в присутствии потерпевшего. Если вручаете жалобу лично, попросите свидетелей присутствовать при разбирательствах до разрешения конфликта

Не рекомендуется отдавать документ первому попавшему представителю организации-ответчика. Впоследствии руководитель может ссылаться на то, что по расписке этого лица не понимает о ком идет речь и он отдает ему корреспонденцию или какой конкретный специалист отказывается передавать ей документы либо что конкретное лицо имеет право передать ему почту в нарушение договора между сторонами.

Если такое положение отсутствует в контракте, действуют внутриотраслевые нормы, например:

  1. для услуг сотовой связи – 60 дней.
  2. для розничной торговли – 14 дней;
  3. для сферы перевозок – 60 дней;

В общем случае сторона, которая не удовлетворена или требования ее отклоняются в разумный срок (до 30 дней), может обратиться с жалобой на это обстоятельство к суду.

Досудебное разбирательство – действенный способ защиты нарушенных гражданских прав. Как показывает практика, чаще всего приводит к удовлетворению требований потребителя.