Что представляет собой коммерческая тайна? Какие сведения к ней относятся?
Какое наказание грозит работнику за нарушение режима коммерческой тайны?
Как называется режим коммерческой тайны? Коммерческая тайна (далее по тексту КТ) – это конфиденциальность информации, которая позволяет ему увеличить доходы или избежать неоправданных расходов на рынке товаров, работ и услуг либо получить другую коммерческую выгоду.
В соответствии с No98-ФЗ «О коммерческой тайне» к информации, составляющей КТ (далее по тексту — Закон N 97) относятся производственные и экономические сведения любого характера.
Важно! Для таких сведений в компании должен быть введен режим КТ (например, путем издания приказа и утверждения локального нормативного акта).
Важно!
В каждой компании есть свой перечень сведений, составляющих КТ. Он утверждается руководителем на основании специфики финансово-хозяйственной деятельности предприятия и может быть утвержден в процессе работы по результатам аудита или финансового анализа его хозяйственной деятельностью.
В иных нормативно-правовых документах могут содержаться сведения, которые не должны составлять КТ. Например: бухгалтерская (финансовая) отчетность по видам деятельности составляет только налоговую информацию; п.1 ст.12.2011 г ФЗ «О бухучете»); в частности – бухгалтерскую (финансовую).
В целях обеспечения безопасности информации, составляющей КТ в компании (статья 62 Перечня Утвержденного приказом Минкультуры РФ от 25.08.2010 г. No 558), компания утверждает «Положение о КТ». Документ должен храниться постоянно на складе и быть сохраненным до момента его обнародования третьим лицам без согласия обладателя такой информацией либо вопреки трудовому или гражданско-правовом договору
Разглашением информации, составляющей КТ признается действие (бездействие), в результате которого информация с использованием технических средств становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информацией либо вопреки трудовому или гражданско-правому договору. Трудовой договор может быть расторгнут по требованию работника однократно грубого нарушения трудовых обязанностей: разгласия коммерческой тайны; сокрытии персональных данных другого сотрудника при исполнении им трудовой функции и других действий на основании трудового договора — только одинраза!
В России действует Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».
Под этим понятием подразумевается особый режим конфиденциальности информации, который позволяет ее обладателю получать коммерческую выгоду.
В коммерческих отношениях существует и такое понятие, как разглашение коммерческой тайны.
В результате этого вредит производственной деятельности фирмы. Поэтому закон No98-ФЗ наделяет компанию правом защищать свои интересы, если произошел разглашение коммерческой тайны или ее незаконное использование посторонними лицами в процессе ведения бизнеса и при других обстоятельствах сотрудниками компании.
В некоторых случаях работодатель может привлечь к дисциплинарной или материальной ответственности недобросовестного сотрудника. Для этого он обязан предоставить работодателю все необходимые документы, которые будут защищать интересы компании и ее клиентов в случае увольнения менеджера по работе со стратегическими клиентами [1]
По этой причине работодатель провел проверку, направленную на защиту коммерческой тайны.
Она обнаружила, что сотрудница несколько раз отправляла с корпоративной почты на личный имейл информацию из производственной деятельности работодателя.
Она включает в себя коммерческие предложения, калькулятор расчета потребления продуктов и планы работы с клиентами.
Все эти сведения были включены в положение о коммерческой тайне как конфиденциальные.
Организация уволила нарушителя не по п. 3 ч. 7 ст. 77 ТК РФ с формулировкой «По инициативе работника», а по пп. «в» п. 6 ч.1 ст. 81 ТК РФ — за разглашение коммерческой тайны.
Подав иск в суд, женщина заявила о том что пересылка деловых электронных сообщений через стороннюю почтовую службу — это не разглашение коммерческой тайны. Суды первой инстанции поддержали работодателя: запрет на отправку деловых электронно-сообщений между личной почтой – незаконное действие; он прописан с положениями компании (с которым менеджер была ознакомлена), но она совершила действия против интересов фирмы [/stextbox]
Но в нарушение данных фирме обязательств она совершила действия по распространению коммерческой тайны.
В суде сотрудник отдела безопасности банка сфотографировал на свой телефон два рабочих файла, информация в которых имела статус коммерческой тайны и отправил их вышестоящим начальникам.
Сотрудник полиции провел служебное расследование и уволил мужчину по статье «Приватность»«в» п. 6 ч.1 ст. 81 ТК РФ за разглашение коммерческой тайны. В суд обратился мужчина с требованием восстановить его на работе и взыскать средний заработок за время вынужденного прогула.
Он считает, что неправомерные действия совершили сотрудники банка (они же и получатели документов), которым он отправил файлы.
В основу своей позиции представители правосудия положили тот факт, что конфиденциальная информация была передана в распоряжение международной компании Viber Media, разместившей данные банка на своих серверах. (Апелляционное Определение Верховного суда Республики Марий Эл от 23.05.2019 No 33-889/2019).
На рабочем месте сотрудницы службы экономической безопасности магазина нашли USB-накопитель. В ходе проверки на флешке оказались файлами из корпоративной программы, фотографиями журнала гипермаркета и отчетом сотрудников компании.
Все сведения о продукции и услугах женщины были коммерческими секретами. Женщина нарушила инструкцию, в которой сказано об отказе от подключения «перпендикулярных устройств».
Женщина обжаловала дисциплинарное взыскание в суде.
Она указала, что работодатель потребовал объяснения именно по факту копирования информации коммерческую тайну. А с положением о коммерческой тайне она не была ознакомлена!
Кроме того, истец сослалась на незнание термина «периферийные устройства».
Судьи учли, что согласно листу ознакомления с локальными нормативными актами при трудоустройстве женщина была ознакомлена со всеми правилами и правилами их соблюдения. Если изложенные в этих документах термины ей были непонятны или она не могла обратиться за разъяснениям к работодателю, то имела право обратиться туда же (Апелляционное Определение Челябинского областного суда от 21.03.2019 No 11-3194/2019).
Женщина работала в компании ведущим юристом. При трудоустройстве она подписала соглашение о неразглашении коммерческой тайны и дала обязательство взаимодействовать с клиентами только при выполнении заданий руководства
Через полгода ведущий юрист уволилась, но продолжила работать с клиентами бывшего работодателя.
Юрфирма обратилась в суд с требованием взыскать 500 тысяч рублей неустойки, предусмотренной соглашением. Районный суд удовлетворил требования юрфирмы и оставил это решение без изменений на основании апелляционной жалобы суда первой инстанции: «Судья принял сторону юридического фирмы».
Судьи отметили, что неустойка взыскивается в силу ст.
330 ГК РФ со стороны гражданско-правового договора.
В данном случае споры произошли по поводу трудовых отношений, поэтому спор разрешается согласно нормам трудового законодательства.Между сторонами возник индивидуальный трудовой спор, и положения ГК здесь неприменимы.
В ТК РФ не содержится дополнительного вида ответственности за нарушение обязательств из трудовых отношений, однако доказательств того факта наличия ущерба в результате действий юрфирмы и отсутствия такого возмещения у работодателя нет. (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 12.09.2019 No 33-19819/2019).
В процессе трудоустройства мужчину ознакомили с положением об коммерческой тайне и сведениями, которые к ней отнесены.
ООО привлекло стороннюю организацию, чтобы проверить компьютер уволенного сотрудника. Проверяющие выяснили, что он систематически копировал не относящиеся к коммерческой тайне файлы на внешние носители в период работы отдела снабжения и после увольнения из него как раз таки начал бизнес по торговле металлом с помощью данных, полученных во время службы при отделе обеспечения [1].
В связи с этим ООО обратилось в суд, чтобы взыскать убытки со своего сотрудника. Согласно пп 3 ч.3 ст 11 закона о коммерческой тайне сотрудник организации должен возместить компании ущерб за разглашение служебной тайны и ущерба от нее;
Истец посчитал убытки в сумме дохода, полученного вновь созданной фирмой от сделки с его контрагентом.
Но суды не считают доказанным тот факт, что в результате разглашения либо использования коммерческой тайны общество понесло убытки.
Сделки с поставщиком металла истца не свидетельствуют о разглашении коммерческой тайны и причинении прямого действительного ущерба. (Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 19.11.2019 No 2-431/2018, 33-13592/10)
Суд признал их виновными в совершении преступления, предусмотренного ч.
3 ст. 183 УК РФ — незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну из корыстной заинтересованности.
Осужденных приговорили к лишению свободы на 2 года условно с испытательным сроком.
Мужчинам предстояло обжаловать приговор в вышестоящем суде. В основу апелляционной жалобы легла информация о том, что корпоративные данные не являлись коммерческой тайной и находились на свободно доступных данных (с пометкой «коммерческая тайна»).
Судьи учли, что мужчины изучили подписку с тем фактом, что информация по товарообороту является коммерческой тайной и ее распространение запрещено.