В современном кадровом инструментарии характеристика на сотрудника выглядит примерно так же, как деревянные счеты в инженерном калькуляторе.
Для составления производственной характеристики требуется документ, который должен быть составлен по форме.
В первую очередь, это форма для поиска кандидата на должность. Однако чаще всего характеристики слишком похожи друг с другом и представляют собой формулировки вроде :
«За время работы в компании »Вектор’ г-н Иванов (Петров, Сидоров) проявил себя как ответственный работник и пользовался авторитетом среди коллег.
. В такой ситуации объективно отличить профессиональные способности работника Петрова от способностей Сидорова практически невозможно,.
От характеристик с места работы и рекомендательных писем выгодно отличаются, прежде всего, довольно свободным стилем изложения: автор такого письма (как правило, руководитель), но возможно, HR-специалист) пишет лишь те качества и умения сотрудника, о которых он действительно хочет рассказать. При этом необязательно указывать образование работника или дату его рождения; при необходимости указать место жительства работника либо ее возраст также отсутствуют формальности.
«Устная рекомендация» — это способ получить консультацию у прежнего работодателя, который может выяснить все интересующие его вопросы в телефонной или личной беседе. В моей практике не было ни разу характеристик с места работы».
Рекрутеры достаточно эффективно и активно используют в своей работе рекомендации, которые все чаще становятся решающими при принятии на работу топ-менеджеров.
В рекомендациях по профилю соискателя раскрывается не только его профессиональные качества, но и полноценная личностная оценка. «Умный специалист может искать новую работу исключительно потому что он ощущает себя психологически неуютно или в другой корпоративной культуре: на новом месте у него все будет получаться легко — как профессионалу высокого уровня, так и кандидату – уверенно шагать вверх».
Тем не менее отечественным кадровикам и руководителям стоит заранее сберечь эту бумагу, ведь всегда существует вероятность того, что ее придется писать. Дело в том, что характеристики могут потребоваться как увольняющимся сотрудникам или работающим лицам (в первом случае это может быть только компания-работодатель), так и работникам — на работу их приглашают частные структуры!
По поводу документа стоит отметить, что он может потребоваться как уволившемуся сотруднику или работающему.
Например, характеристику на работника могут запросить в банке при получении кредита или же органы опеки для оформления усыновления.
В большинстве случаев с запросом о получении характеристики обращаются не кадровики и руководители, а представители судебной или исполнительной власти.
В настоящее время не существует определенного бланка для составления характеристики с места работы, но есть определенные требования к ее содержанию и структуре.
В ней указываются ФИО, год рождения и образование сотрудника (указывают название учебных заведений) с присвоением ученого звания.
Нужно указать, с какого года и в какой должности сотрудник начал работать. Если это был стаж работы ранее — необходимо указывать место работы или должность за время ее существования (допускается указание предыдущего места), а также стажа; если назначались другие сотрудники – их нужно перечислить
В этой части характеристики следует отметить основные достижения работника (как личные, так и коллективные), рассказать о значимых результатах труда. Кроме того необходимо указать сведения об образовании или повышении квалификации либо получении дополнительного образования; информацию о деловых качествах.
Если имеются какие-либо данные о деловых и личных качествах, необходимо описать их в виде информации об уровне профессионализма или общих деловых навыках работника.
Если сотрудник трудился на линейной позиции, то следует выяснить у него навыки руководящей работы. Он способен принимать быстрые решения в сложных условиях и готов ли брать ответственность за свои действия?
Говоря о личных качествах работника, необходимо прежде всего обратить внимание на его взаимоотношения с коллегами и руководством: насколько он успешен в общении со своими подчиненными или другими сотрудниками.
Для того, чтобы определить общий уровень культуры специалиста и перечислить основные психологические качества
В этой части следует отметить имеющиеся у сотрудника поощрения, взыскания и благодарности. Заключительная часть описывает все те действия работника или его заслуги перед организацией (если имеются).
В качестве характеристики на сотрудника следует указать его подпись и печать.
. Он отвечает за все сведения, указанные в характеристике; это особенно важно для судебного дела с места работы: данный документ обязательно входит составной частью доказательной базы по делу о банкротстве или ином уголовном деле на стороне клиента.
27 декабря 2018 Автор КакПросто!
Характеристика с места работы — важный документ, который позволяет составить полное представление о деловых и личных качествах сотрудника.
Для внутреннего и для внешнего использования она может потребоваться как внешняя, так и внутренняя.
Статьи по теме:
— 2 ответа Вопрос «Как оприходовать обновление Kaspersky на два компьютера?» – 1 ответ
В данных случаях характеристика может быть оформленна на простом листе бумаги, а не в фирменном бланке предприятия. Ее нельзя опубликовать с помощью разрешения работника или его согласия для публикации информации о предприятии; она является документом внутреннего употребления и сведения представляются работнику, защищаемому законом об охране персональных данных [15]
Этот документ может запросить банк, где он хочет получить кредит или консульство иностранного государства, в котором ему оформляется визу.
Иногда такую характеристику по просьбе родственников выдают на бывшего сотрудника, находящегося в местах заключения и которому хотят оформить досрочное освобождение.
В этих случаях характеристика должна быть напечатанной на фирменном бланке предприятия и подписано его руководителем. Фирменный бланк фирмы, содержащий все реквизиты данного юридического документа (такой же бумажный или электронный), делает ее юридический документ, за содержание которого подписавшее её лицо несет персональную ответственность.
В внешней характеристике обязательно указывается, для предоставления в какой орган она выдана. Это должно отражать профессиональные и личные качества человека: его профессиональный опыт или навыки; характер деятельности, как он себя проявлял на данном предприятии (указывается срок отработки)
Важную часть этого документа составляют личные качества работника, помогающие или мешающих ему выполнять свои трудовые обязанности; его взаимоотношения с коллегами.
При составлении внешней характеристики следует учитывать, что она может оказать влияние на то решение, которое примет запрашивающий ее орган.