Главная - Арбитраж - Как назначается арбитражный управляющий при банкротстве
Как назначается арбитражный управляющий при банкротстве
Положение арбитражного управляющего в деле о банкротстве в соответствии с нормами Федерального закона №127-ФЗ
Арбитражные управляющие – это специальный вид лиц, которые привлекаются в дело по банкротству либо осуществляют финансовое оздоровление юридического лица. Порядок действий и требования к лицам из числа арбитражных управляющих подробно описаны на законодательном уровне No127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Деятельность посвящена статьям 20 — 21 Федерального закона от 12.12.2014 N 1175-128 «Об исполнительно производстве»
Эти статьи в полном объеме описывают права и обязанности арбитражных управляющих, те действия, которые они должны осуществлять при участии в делах о банкротстве.
Кроме того, в статье 24.1 указанного Федерального закона рассматривается вопрос выплаты вознаграждения арбитражному управляющему путем сложения фиксированной и процентных частей. Также этот закон определяет порядок обязательного страхования ответственности лиц назначаемых для управления по делам о (статья 21). В данном нормативном акте определены вопросы участия таких организаций из числа членов которых суд выбирает исполнителя или управляющего; об этом говорится также в соответствующем Федеральном Законе от 22.10.2015 No 18-ФЗ)
В соответствии с положениями этого Федерального закона арбитражным управляющим признается лицо, которое назначается судом для управления процессом банкротства организации-должника в случае если начата соответствующая процедура.
если кредиторами было принято решение о попытке проведения мероприятий финансового оздоровления организации, и такое решение суд принял к рассмотрению и вынес свое определение, происходит назначение административного управляющего. Это лицо в ходе проведения процедуры оздоровления должно осуществлять руководство деятельностью организации с целью погашения ее задолженностей перед различными видами кредиторов, а также сохранения ее как самостоятельного для осуществления дальнейшей профильной деятельности (с целью которой такое юридическое лицо создавалось);
на последнем этапе – собственно проведения процедуры банкротства – происходит назначение финансового управляющего. На его плечи ложатся обязанности по реализации всего оставшегося имущества организации-должника, а также по выплате имеющихся долгов либо продаже прав требования одних кредиторов другим. Именно этот управляющий также принимает решение о необходимости привлечения к лиц, которые могут быть признаны виновными в допущении банкротства организации.
. На это лицо возлагаются обязанности по проведению наблюдательных мероприятий, в том числе направленных на выявление обоснованности проводимой процедуры подтверждения финансовой несостоятельности, а также выявления фактов фиктивного банкротства;
в том случае, если процедура финансового оздоровления по каким-либо причинам не принесла должных результатов, наступает этап внешнего управления. На этом этапе происходит осуществление управления организацией с главной целью – соблюдение интересов кредиторов по удовлетворению их , но проводимое таким образом, чтобы минимизировать риск потери последних возможностей организации-должника осуществлять те цели, ради достижения которых она создавалась;
когда речь идет о продаже организации-должника с целью формирования конкурсной массы, из которой будет происходить изъятие средств с целью погашения имеющихся задолженностей перед кредиторами и удовлетворения требований последних, происходит назначение конкурсного управляющего. Именно он принимает решение о том, в каком порядке и каким образом реализовывать все имущество организации-должника;
При этом, в сущности говоря «арбитражный управляющий» – это довольно широкий термин для описания целого ряда видов деятельности и действий по обеспечению интересов всех участников дела о банкротстве. В любом случае арбитражному управляющему необходимо соответствовать определенным требованиям еще на этапе его допуска к участию в деле о банкротстве (до получения статуса арбитражного управляющего).
отсутствие каких-либо непогашенных судимостей, в том числе тех, которые возникли за совершение преступлений умышленного типа;
отсутствие дисквалификации, примененной в качестве наказания за совершение административного правонарушения или преступления;
наличие положительных результатов в части сдачи теоретического экзамена по программам подготовки арбитражных управляющих, принятых в той или иной саморегулирующейся организации;
наличие высшего образования, которое позволит полноценно принимать решения по фактически возникающим обстоятельствам в деле о банкротстве;
гражданство Российской Федерации, которое может быть подтверждено официальными документами;
членство в такой организации с подтверждением пребывания в ее штате;
опыт занятия руководящих , подтверждаемый документально;
наличие официально заключенного договора страхования ответственности арбитражного управляющего с минимальной страховой суммой в десять миллионов рублей.
прохождение стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в течение не менее двух лет;
Права и обязанности арбитражного управляющего определены в статье 20.3 Федерального закона No127-ФЗ, а также перечислено во главе угла при проведении процедуры банкротства:
получение вознаграждения за осуществление своей деятельности в том порядке и в том размере, которые установлены действующим федеральным законодательством;
направление запросов в уполномоченные государственные органы для получения исчерпывающей информации о организации-должника, ее учредителях и иных лицах, которые в силу своего положения могут оказывать влияние на финансовое положение дел в организации. При этом арбитражный управляющий может получить любые виды информации, в том числе относимые к государственной тайне;
подача в арбитражный суд, который назначил такого арбитражного управляющего, заявления о его освобождении от участия в определенном деле (в том числе в случае возникновения обстоятельств, которые могут быть истолкованы судом как обстоятельства личной заинтересованности).
привлечение для исполнения своих непосредственных обязанностей в деле о банкротстве тех лиц, которые позволят проводить процедуру банкротства без значительных потерь для всех ее участников. Такое привлечение происходит на договорной основе, если другие варианты не были предусмотрены действующим федеральным законодательством;
выступления в судебных заседаниях, а также личное обращение в суды с ходатайствами в тех случаях, когда такие действия необходимы для полноценного ведения дела о банкротстве организации-должника (например, если для полного удовлетворения выставленных требований кредиторов недостаточно имеющейся конкурсной массы, возможно выступление арбитражного управляющего с о привлечении к субсидиарной ответственности лиц, признаваемых в качестве контролирующих должника, с целью взыскания с них суммы причиненного кредиторам ущерба);
и комитетов кредиторов с целью определения направления действий при удовлетворении их требований;
Что касается обязанностей, то их список выглядит следующим образом:
выявление фактов нарушения подачи заявления о собственном банкротстве организацией-должником в лице ее руководителя или учредителя в судебные органы, а также сообщение о таком нарушении в уполномоченные органы для составления соответствующего протокола.
проведение анализа финансового положения организации-должника, а также тех действий, которые были осуществлены, в том числе для выявления вероятного фиктивного банкротства;
предоставление кредиторам сведений, которые позволяют оценить осуществленные организацией-должником действия, в том числе с точки зрения возникновения ответственности третьих лиц, не привлеченных изначально к участию в деле о банкротстве;
ведение и предоставление заинтересованным лицам требований кредиторов, в том числе для ознакомления, а также созыв собраний кредиторов в случаях, когда был затребован такой реестр;
направление информации в уполномоченные государственные органы в тех случаях, когда были выявлены обстоятельства, которые могут быть признаны административными правонарушениями или уголовными преступлениями с целью проведения всестороннего расследования таких обстоятельств;
привлечение лиц на договорной основе, которые своими действиями, предусмотренными действующим законодательством о банкротстве, позволят арбитражному управляющему исполнить возложенные на него обязанности;
принятие мер, которые имеют своей главной целью защиту имущества должника, в том числе от вероятного расхищения, что может существенным образом оказать негативное влияние на существующую ;
в случае выявления признаков, которые позволяют говорить о – направление данных о выявленных обстоятельствах в уполномоченные государственные органы с целью выявления возможных фактов нарушения действующего законодательства;
В процессе назначения арбитражного управляющего в конкретное дело он может быть расширен судом, но только при условии того, что это требуют сами обстоятельства дела.
Но решение об этом решении должно быть принято при помощи специальных действий, совершаемых участниками в деле о банкротстве:
если в течение четырнадцати дней саморегулирующаяся организация не предоставила никаких данных о выбранном управляющем, рассмотрение дела будет отложено на тридцать дней;
руководитель организации-должника подает в суд о собственном банкротстве и проведении соответствующей процедуры. В тексте такого заявления могут быть указаны данные о конкретном арбитражном управляющем либо о той саморегулирующейся организации, к услугам которой хочет обратиться организация-должник;
если конкретный арбитражный управляющий соответствует всем предъявляемым к нему требованиям, происходит его утверждение путем вынесения соответствующего решения;
если в течение трех месяцев с даты, когда должно быть вынесено решение об утверждении арбитражного управляющего, саморегулирующаяся организация не предоставила никаких данных на конкретного управляющего, дело о банкротстве рассмотрено не будет, так как суд полностью прекратит производство по полученному заявлению от руководителя должника.
саморегулирующейся организации дается девять дней на то, чтобы предоставить суду, должнику и заявителю информацию о выбранном арбитражном управляющем в части его соответствия тем требованиям, которые установлены действующим законодательством;
Если ранее подан второй иск от руководителя организации-должника, то процесс с выбором арбитражного управляющего придется повторить. В том случае если это произошло в ходе первичного возбуждения дела о банкротстве он может быть привлечен к административной ответственности за нарушение своих обязанностей либо штрафу до пятидесяти тысяч рублей ;Если речь идет об изменении процедуры проведения процедуре несостоятельности (при наличии нарушения) могут назначаться различные виды наказаний: например, наложение санкции составляет пятикратный размер суммы денежного взыскания или ареста имущества для последующего привлечения его к уголовному сроку лишения свободы сроком до двух лет).
В этом случае саморегулируемая организация должна направить в суд ходатайство об отстранении арбитражного управляющего от участия во всех делах о банкротстве, а также исключить его из состава членов саморегулирующейся организации. Если решение суда будет отменено и вынесенное ранее наказание получит повторный характер (вместе с дисквалификацией), он не возвращается к тому делу о банкротстве, которое вел раньше или был исключен).
Если суд отменит решение о дисквалификации, арбитражный управляющий не возвращается к тому делу и от которого он отстранен.