Главная - Военное право - До чего может докопаться военная полиция

До чего может докопаться военная полиция


Каковы полномочия и что запрещается делать патрулю военной полиции?


Военной полицией называется структура Вооруженных сил, созданная для защиты правоотношений и обеспечения законности в военной сфере. Обязанность патруля ВС РФ регламентируется Уставом войсковой полиции (ВСУ).

Полномочия военной полиции установлены Указом президента РФ № 161

«Об утверждении Устава военной полиции Вооруженных сил РФ»

От 25.03.2015 г. она предназначена для защиты жизни, здоровья и прав военнослужащих военных частей, а также лиц из числа призванных на сборы.

Местный отдел военной полиции издает специальный приказ о назначении должностных лиц для исполнения обязанностей патрульной службы, которая занимается:

  • охраной здания и имущества военной прокуратуры и органов следствия.
  • обеспечением правопорядка и контролем за соблюдением воинской дисциплины;
  • охраной жизни, здоровья, жилищ военнослужащих и гражданского населения гарнизона;
  • противодействием преступности;

Сотрудники ДПС военной автоинспекции, которые на маршрутах в соответствии с планом организации контроля за использованием и безопасной эксплуатацией транспортных средств армии контролируют продвижение транспорта.

Маршрут патрулирования — это путь следования по территории военной части или в районе ответственности военного коменданта, центрального органа управления и управлений округов (объединий) ВС РФ.

Эти же нормативные акты применяются ею в своей деятельности. Патруль:

  1. устраняет противоправные и препятствующие работе полиции действия военнослужащих и гражданского населения.
  2. пресекает преступления, правонарушения административного и дисциплинарного характера со стороны военнослужащих и гражданских лиц части;
  3. контролирует процесс соблюдения воинской дисциплины военнослужащими;

Военная полиция может задержать военнослужащих и представителей гражданского персонала воинской части, если совершено преступление или правонарушение на территории данной военной части либо против лиц в ней (в других подразделениях), военных формированиях до момента передачи их правоохранительным органам.

При наличии подозрений или оснований для подозрения в совершении противоправных действий патруль имеет право проверять документы у всех граждан на территории воинских частей. Важно! Вовсеостальныхслучаяхпатрульнеможеттребоватьувоеннослужащихдокументы, этонесоответствуетзаконодательству и Конституции Российской Федерациииподлежит обжалованиювпрокуратуре.

  • Потерпевшие или свидетели указывают на него, как на возможного преступника.
  • Наблюдаются или обнаруживаются следы преступления на одежде, теле, при нем или в месте проживания военнослужащего или гражданского лица.
  • Военнослужащий или гражданские лица застигнуты в момент совершения преступления.

Задерживать также возможно только на основании обоснованных подозрений.

Например:

  1. Лицо подозревается в побеге из мест заключения, находится в розыске, самовольно покинуло часть (задерживается до передачи в следственные органы).
  2. Выявлены серьезный дисциплинарный проступок, преступление или правонарушение.
  3. Военнослужащий находится на срочной службе, но не имеет разрешительного документа на пребывание за пределами части.
  4. Имеется подозрение на то, что данное лицо совершило преступление или оно должно быть задержано согласно УПК РФ.
  5. Лицо не имеет документа для удостоверения личности.
  6. Гражданин оказывает сопротивление или не повинуется законным требованиям военного полицейского.

Военные обсуждают, может ли сержант военной полиции остановить офицера. Важно!Военная полицияпостатусусходитсобычнойполицией и имеет основания проверять его документы только если они имеются в законе или на них имеются обоснования закона

Рекомендуем прочесть:  Военкомат мировой суд

При проверке должны быть документы, которые являются основанием для проверки. Например: пункт приказа или другая распорядительная документация на проведение проверок; маршруты следования поездов и т. д [/stextbox]

Офицеров можно задержать в следующих ситуациях:

  • они находятся в состоянии опьянения.
  • они нарушают общественный порядок;
  • получено соответствующее указание начальника (УГиК ст.75);
  • у них нет при себе документов (УГиК ст.26);

В первом случае никаких объяснений от военнослужащего не требуется, его следует доставить в комендатуру.

«Военная полиция имеет право останавливать граждан только в границах воинской части и гарнизона, если это необходимо для защиты жизни или здоровья военнослужащих и гражданских лиц на этой территории. [/stextbox] Например, при задержании за превышение полномочий по службе (например: преступление против гражданина), которого подозревают во взятке).

Запрещается останавливать и заносить в список военнослужащих без достаточных оснований, а также:

  1. разговаривать с задержанными и остановленными гражданами в грубой форме;
  2. допускать действия, оскорбляющие их честь и достоинство.

Патрульным необходимо быть понятным и убедительным, идеалом воинской дисциплины, правил ношения формы или вежливости. Если полицейский записал военнослужащего за нарушение правила одения форменной одежды (в общей сложности до 3-х часов), то обычно ему приходится пройти несколько занятий по уставу в комендатуре — всего от 3-ти минут обучения Уставу на площади (около 4-е часа).

Если военнослужащего остановила военная полиция, он обязан подчиниться ее требованию.

В общении с патрульными следует вести себя спокойно и вежливо, основываясь на своих знаниях Устава и законов. Военный не вправе оказывать сопротивление патрулям или противостоять им при необходимости пройти в военную комендатуру если для этого имеются какие-то основания.

Перед патрулированием он должен явиться к военному коменданту для получения инструкции и документов.

  • изучить маршрут следования и своевременно докладывать коменданту или его помощнику о том, как проходит патрулирование;
  • знать цель патрулирования и руководить действиями подчиненных;
  • заносить в список (по ст.28) каждого задержанного и направленного в комендатуру, после завершения работы предоставить список коменданту, доложить дежурному о выполнении задачи.

Начальник патруля имеет право требовать документы у военнослужащих срочной службы и гражданских лиц в пределах части, задерживать их или доставлять к комендатуре.

Несмотря на относительно короткий период работы она показала себя эффективным и нужным органом, который способствует укреплению воинской дисциплины, усилению законности.

Эксперт рассказал, зачем нужна военная полиция и какие задачи она должна решать


Военная полиция России, созданная в марте 2015 года. является важной частью формирования правопорядка и дисциплины среди военнослужащих; она обеспечивает законность дисциплину во всех частях, противодействует преступности на вооружении войск.

В. Г Плеханова Александр Перенджиев говорит, что многие в стране не понимают и до сих пор сомневаются во власти людей красных беретов: зачем они нужны?

«Не чужая» сфера, — ответил он. – Я не считаю ее своей и по-прежнему меряю уровнем военного комендата в советское время или начало 90-х годов». [/stextbox] Некоторым кажется странным то обстоятельство, что рядовые подразделения лишены права арестовывать своих подчиненных: они должны быть воинскими званиями рядовой либо сержант; другим же военным званием считается младший лейтенант (начальник)

Для сравнения — в советский период арестовывали даже офицеров.

Сейчас арест в дисциплинарном порядке есть, но арестовывает теперь только исключительно суд.

Чтобы арестовать военнослужащего по суду, нужно представить в суде необдуманное административное расследование и принять участие во взятии под стражу солдатского экипажа.

Сегодня расследование надо подавать в суд, а юридическая инстанция жестче смотрит на материалы.

Это должны делать квалификационные органы, юридически подготовленные люди и чтобы они могли эти материалы представлять на суд для ареста того или другого военнослужащего.

«Речь не идет о уголовных делах, когда военная полиция проводит расследования и дознание в военной прокуратуре», — пояснил эксперт.По его словам, следует поддерживать идею того, чтобы военную полицию стали считать полноценным органом контроля за соблюдением дисциплины как вне воинских частей так и внутри них».

Ну, нравится это кому-то или нет – военная полиция должна оказывать помощь и содействие тем командирам (начальникам), которые сами являются нарушителями закона или воинской дисциплины. В данном случае мы говорим о роли военной полиции в укреплении правопорядка среди военнослужащих [10]

Но военная полиция – эта структура, которая должна обращать внимание на состояние правопорядка.

Военная полиция не вмешивается в боевую подготовку, руководство части; ее задача – контролировать соблюдение воинской дисциплины.

На Буйнакске совершали нападение на воинскую часть с целью завладеть оружием и осуществить диверсию.

Иногда среди военнослужащих выявляют преступника, который причастен к незаконным оборотам оружия. Это тоже является элементом обеспечения безопасности.

При этом мы должны четко понимать, что 70-80 % оружия, которое попадает к преступникам и террористам – это именно из воинских частей. Контроль за этим также должна обеспечивать военная полиция».

В соответствии с законом об ОРД, полиция и ФСБ могут осуществлять наблюдение за гражданами. Кроме того они имеют право вести видеонаблюдение на территории воинской части или военного гарнизона; проверять почтовые отправления, письма для проверки их корреспонденции (запрещенные к въезду в военный городок).

Время изменилось, изменились и законы. Изменился политический режим: власть стала другой, поменялась система взаимоотношений между воинскими коллективами; но не стоит оглядываться назад – все было таким же как при СССР